The analysis of the sensed materials for the reconstruction of the glacier Kolka collapse

M. Nikitin - Moscow State University Lomonosov, Russia

Christian Huggel - University of Zurich, Switzerland

Melissa Schwarz - Swiss Federal Research Institute WSL

O. Goncharenko – SRL ”Geologorazvedchik”, Russia

I.V. Galushkin - SRE “InfoTERRA”, Vladikavkaz, Russia

Annotation

The catastrophic collapse of the Glacier Kolka in 2002 aroused scientific interest in the problems of mountain territories, related to the hazardous natural events.

Many Russian and foreign organizations took part in the investigations of the catastrophe, exchanging data, ideas and results. This work is the result of the close cooperation. The authors of the article worked independently, but their results supplemented each other, that showed the correctness of the direction of investigations.

The basis of the work is satellite imagery QuickBird of high resolution, the materials of digital aerial pictures, aerial photographs, made before and after the event, ground investigations and mathematic models of the ice-rock mass transit from the failure zone to the accumulation zone. The results of modeling confirmed the suppositions about the distribution of material during the ice flow transit.

As a result of fulfilled works:

At least three flow fluctuations were revealed:

Key words

Catastrophic glacier Kolka collapse, decoding of remotely sensed materials, phases of the glacier Kolka collapse.

The analysis of the remotely sensed materials for the reconstruction of the glacier Kolka collapse

Introduction

Many organizations from Russia and foreign countries took part in the investigations of the Kolka catastrophe, exchanging data, ideas and results. This work is the result of the close cooperation. The authors of the article worked independently, but their results supplemented each other, that showed the correctness of the direction of investigations.

The basis of the work is satellite imagery QuickBird of high resolution, the materials of digital aerial pictures, aerial photographs, made before and after the event, ground investigations and mathematic models of the ice-rock mass transit from the failure zone to the accumulation zone. The results of modeling confirmed the suppositions about the distribution of material during the ice flow transit.

The main task for the remote data processing is the analysis of the geological environment conditions in the zone, affected by the Karmadon ice-rock flow after its passage, the structure of accumulated masses formed by the flow, the reconstruction of the event itself.

Methods and equipment

The basis for the work is satellite imagery QuickBird of high resolution. The obtained plane photo-base was quite acceptable for the decoding by its quality and resolution, together with the materials of digital aerial survey.

All the remotely sensed materials were distributed by sections, isolated distinctly from each other. In the limits of every section, all the data were thoroughly visually analyzed, compared with the plane satellite image of the section and transfer to the latter of all the elements of the decoding. Moreover, a stereoscopic decoding of large-scale aero photographs, made during the flights in November 2002, was realized, that allowed detailing considerably the structure of the transit zone and ice-rock accumulations. The availability of pictures of the same object from different angles and with different scale allowed not only to map with a fair degree of reliability, but also to determine its genetic belonging, the particularities of interrelations with other accumulations.

At the second stage, the general analysis, revision and lock-on of the genetic accumulation types to each other in the limits of the adjacent sections were made.

The applied methods of analysis and decoding allowed working out a detailed scheme of positional relationship of the genetic accumulation types formed as a result of the 20 September 2002 event.

The modeling by original procedure allowed confirming the conclusions.

The dynamics of ice-rock and mud-flow formation.

Three phases of the accumulation’s generation were distinguished according to the decoding results and characteristics of the ice body relief structure: Genal, Kani and Saniba.

The presence of phases was observed in the transit zone and was conditioned by the cause, the progress of the event and the particularities of the transit zone. Even if we suppose that the start of the whole mass was a single-phased event and don’t take into consideration a factor of turn on the glacier Maili, the uniform distribution of such a mass is not possible in the valley Genaldon. It is confirmed by the modeling of the collapse, made by the Swiss Federal Research Institute WSL. The model does not take into account the above-mentioned factors, but event without it the flow should be divided into some “portions” (fig. 2).

Three main phases of the process, called by the names of three settlements in the zone of the deposits, are:

The traces of phases of the ice-rock mass movement

The traces of phases of the ice-rock mass movement

Fig. 1. The traces of phases of the ice-rock mass movement.

The modeling of the ice-rock mass collapse

The modeling of the ice-rock mass collapse

The modeling of the ice-rock mass collapse

The modeling of the ice-rock mass collapse

Fig. 2. The modeling of the ice-rock mass collapse.

Genal (initial, front) phase of accumulations.

The phase was initiated by the collapse of ice-rock masses from the slope Dzhimarai-Khokh and left a trace on the Kolka’s left board (fig. 3).

The trace of the collapse of ice-rock masses from the slope Dzhimarai-Khokh

Fig. 3. The trace of the collapse of ice-rock masses from the slope Dzhimarai-Khokh.

An imprint has large amplitude and reaches 1 100 m by spread and 300 m by height. At that, the avalanche did not reach its maximal dimensions, as it met with an obstacle in the form of bed rocks, which cut its roof part. The accumulations of the Genal phase were formed by initial, high-speed stage of the flow (which has a rotor type of movement, as I.M. Vaskov pointed to), transporting smoothed ice blocks of different size with smaller quantity of detritus-block filler. The mass contained considerable quantity of air and represented an avalanche-like flow where ice debris was smoothed.

This stage of the flow was the first to reach the depression; it was stopped along the main displacement vector by the left board of the depression near the ruins of the settlement Genal and, continuing to move further along the south-east slope of the Rocky Range, it filled the Kauridon and Genaldon valleys along the right board up to the Karmadon gates. A fragment of its high splash remained directly under the settlement Genal (fig. 4)

The splash of the first phase of the ice-rock flow

Fig. 4. The splash of the first phase of the ice-rock flow.

The traces of the shock wave were observed during the field works on the slope, including the formation of crushed and driven in the slope trees and rock blocks (fig. 5).

The traces of the shock wave

Fig 5. The traces of the shock wave.

The Genal accumulation phase along the vector of main flow impact entailed mass subsidence in the detachment cirques. The overlap contact of the following initial sub-phase of the Kani accumulation phase has a linear form and is clearly defined.

The accumulations of this phase were revealed along the right board of the valley Genaldon-Kauridon along south-west slope of the Rocky range in the form of a narrow strip, stretching out to the Karmadon gates. The phase filled up the right, eastern board of the Karmadon depression, leaving the western part free for further filling (fig. 6).

The deposits of the Genal phase (are marked by brown)

Fig. 6. The deposits of the Genal phase (are marked by brown).

Kani (main, central) accumulation phase.

The accumulations of this phase, second within the limits of the ice body, are situated near the settlement Nizhnee (Lower) Kani, that’s why they are called Kani. They fill up central and western parts of the Karmadon depression and penetrate along its left board to the Karmadon Gates. The Kani phase is mainly formed by large-block ice to 10-30 m in diameter and probably contains basic volume of heterogeneous fragmental material from the Glacier Kolka destruction zone, including the material from the failure zone. To all appearances, it corresponds to the main stage of mass evacuation from the Glacier Kolka bed and overlaps the accumulations of the Genal phase in the Karmadon depression. The contact between Genal and Kani phases of the flow is distinctly observed in the central part of the perspective picture (fig. 7).

The contact between Genal and Kani flow phases

Fig. 7. The contact between Genal and Kani flow phases.

Unlike the previous phase, the Kani accumulation phase has sharply defined roughly-uneven ridge relief. The presence of ridges on the surface can be interpreted as a mass “hummocking” effect in the course of the collision of the flow front and accumulations of the previous Genal phase, including their subsequent compression. The detachment structures with flat surface in the rear parts of the ridges attract attention, as well as their curve in the direction of mass displacement and rather distinct thrust shape of the contact with the underlying Genal flow phase.

Within the bounds of the Kani accumulation phase with unified flow morphology, two sub-phases can be marked out: leading, marked as II1 and posterior II2 (fig. 8, 9).

Judging by the surface morphology, the leading accumulation sub-phase (II1) was moving mainly along the left board of the depression towards the Karmadon Gates after the mass thrust onto the Genal accumulation phase. When ice masses were being “pressed in” the considerably narrow space in front of the Karmadon gates between the steep rock board of the depression and Genal accumulation phase, a multitudinous grid of parallel dendritic detachment cracks, appeared, which can be taken kinematically as shear deformations inside the flow.

Kani phase, leading sub-phase (marked by brown)

Fig. 8. Kani phase, leading sub-phase (marked by brown)

The formation of the detachment cracks – left-side displacement was followed by the ice mass pressing in the lower parts of the ravines on the left board of the depression, where the vector of mass displacement was partly directed after the front impact on the Genal phase of the flow. The detachment cracks, which were often situated parallel and had a wing form in horizontal plane, were formed completely by the time when the flow stopped. As a result of the ice mass displacement along the left board of the Karmadon depression and its crowding in the frontal part, a positive longitudinal step was formed in the relief up to the Karmadon gates, where it was the most clear-cut. The longitudinal step between Genal and leading sub-phase of the II1 Kani phase is well observed in the relief by the presence of bench and parallel system of cracks which separate them in the Karmadon gates.

The subsequent accumulation sub-phase (II2) was determined by its morphological features in the central part of the Karmadon depression (fig. 9). The front of accumulations, sharply defined in the relief as a bank, bent in horizontal plane, partly moved up to the leading accumulation phase. It was situated between the settlements Kani and Genal.

Kani phase, subsequent sub-phase (marked by brown)

Fig. 9. Kani phase, subsequent sub-phase (marked by brown)

The contact surface between the sub-phases II1 and II2 has a bent shape.

In the basis of the frontal bank, a line of the interface is observed, which represents morphologically a thrust surface. The displacement surface between the sub-phases II1 and II2 of the Kani accumulation phase has a ground character due to the slipping on the surface of underlying accumulations. The accumulation sub-phase II2 is partially stretching in the direction of the settlement Saniba.

Saniba (final) accumulation phase.

Saniba or final, rear accumulation phase (fig. 10) is terminating the formation of the quasi-glacier ice body. In the model of the Suisse Federal Institute is looks in the following way (fig. 11).

It was formed when almost all the Karmadon depression was filled with previous accumulations. The phase originated from the tail part of the ice-rock flow, which was moving in the valley Genaldon with the less speed than its previous stages and which had as a consequence, less carrying force and was water-enriched. It explains the presence of the element of mass flowing which is seen clearly in the relief of its frontal part.

Saniba or final, rear accumulation phase

Fig. 10. Saniba or final, rear accumulation phase.

The view of the Saniba phase on the model of the Swiss Federal Research Institute WSL

Fig. 11. The view of the Saniba phase on the model of the Swiss Federal Research Institute WSL

The front bank is as sharply-defined morphologically, as in previous cases, with the mass hummocking and presence of border seam with the underlying accumulations of the Kani phase.

The “slipping” of the accumulations of the Saniba phase on the Kani accumulations’ surface has a bent shape in horizontal plane with the turn of masses in the direction of the river Kauridon valley, that is well observed on the picture (fig. 12).

The contact of Saniba phase accumulations on the surface of the Kani


							accumulations

Fig. 12. The contact of Saniba phase accumulations on the surface of the Kani accumulations.

Results

The work resulted in following:

A scheme of the event was reconstructed by means of remotely sensed materials, and it agrees with the modeling data.

A description of the ice-rock deposits, conditions of their bedding and positional relationship with underlying bed deposits were made.

A secant and superposed positional relationship of deposits of nonsimultaneous phases inside the general flow, the presence of complex kinematics of longitudinal and cross wave fluctuations were observed.

At least three flow fluctuations were revealed:

Acknowledgements

   The authors express their gratitude to the Suisse Agency for Development and Cooperation of the Suisse Ministry of Foreign Affairs and personally, to Mr. Dieter Dreyer for the possibility of collaboration between Russian and Suisse scientists.

Дешифрирование материалов для реконструкции процесса обрушения ледника Колка

Никитин М.Ю. – МГУ им.М.В.Ломоносова

Кристиан Хуггель – Цюрихский университет

Мелисса Шварц – Швейцарский федеральный исследовательский институт

Гончаренко О.А. – НИЛ «Геологоразведчик»

Галушкин И.В. – НПП «ИнфоТЕРРА»

Аннотация

Катастрофическое обрушение ледника Колка в 2002г. вызвало широкий научный интерес к проблемам горных территорий связанным с опасными природными явлениями.

В исследованиях катастрофы приняли участие множество организаций России и зарубежных стран. При этом происходил тесный обмен данными, идеями полученными результатами. Данная работа и есть результат такого сотрудничества. Авторы статьи работали независимо, но их результаты дополнили друг друга, что показало правильность направления исследований.

Основой работы послужили космические снимки высокого разрешения QuickBird, материалы цифровых воздушных снимков, аэрофотоснимков до и после события, наземных исследований, а также математические модели прохождения ледово-каменных масс от зоны обрушения до зоны аккумуляции. Моделирование подтвердило выдвинутые положения о распределении материала при прохождении ледово-каменного потока.

В результате проведенных работ:

Выявлено по меньшей мере три флюктуации потока:

Ключевые слова

Катастрофическое обрушение ледника Колка, дешифрирование дистанционных материалов, фазы обрушения ледника Колка.

Дешифрирование дистанционных материалов для реконструкции процесса обрушения ледника Колка

Введение

В исследованиях Кармадонской катастрофы приняли участие множество организаций России и зарубежных стран. При этом происходил тесный обмен данными, идеями полученными результатами. Данная работа и есть результат такого сотрудничества. Авторы статьи работали независимо, но их результаты дополнили друг друга, что показало правильность направления исследований.

Основой работы послужили космические снимки высокого разрешения QuickBird, материалы цифровых воздушных снимков, аэрофотоснимков до и после события, наземных исследований, а также математические модели прохождения ледово-каменных масс от зоны обрушения до зоны аккумуляции. Моделирование подтвердило выдвинутые положения о распределении материала при прохождении ледово-каменного потока.

Главной задачей обработки дистанционных данных явилось изучение состояния геологической среды в зоне поражения Кармадонского ледово – каменного потока после его прохождения, строение сформированных потоком накоплений, реконструкция протекания самого события.

Методы и оборудование

Основой для работы послужили космические снимки высокого разрешения. Полученная плановая фотооснова по изобразительным качествам и разрешению вполне приемлема для дешифрирования совместно с материалами аэроцифровой съемки.

Все дистанционные материалы были распределены по участкам отчетливо обособленным друг от друга. В пределах каждого из участков все данные подвергались тщательному визуальному анализу, сопоставлению с плановым КС данного участка и выносу на последний всех элементов дешифрирования. Кроме того, было проведено стереоскопическое дешифрирование крупномасштабных аэрофотоснимков по залету, проведенному в ноябре 2002 г., что позволило существенно детализировать строение зоны транзита и аккумуляции ледово-каменных накоплений. Наличие разноракурсных и разномасштабных снимков на один и тот же объект позволило с достаточной степенью достоверности не только картировать, но и определить его генетическую принадлежность, особенности взаимоотношений с другими накоплениями.

На втором этапе проводился общий анализ, уточнение и привязка генетических типов накоплений друг с другом в пределах смежных участков.

Примененная методика анализа и дешифрирования позволила составить детальную схему соотношений генетических типов накоплений, сформированных в результате события 20 сентября 2002 г.

Моделирование по оригинальной методике позволило подтвердить полученные выводы

Динамика формирования ледово – каменного и селевого потоков.

По результатам дешифрирования, особенностям строения рельефа ледового тела выделено три фазы генераций накоплений: Генальская, Канинская и Санибанская.

Наличие фаз особенно четко фиксировалось в зоне транзита и обусловлено причиной, течением самого события и особенностями зоны транзита. Даже если условно принять старт всей массы одновременным событием, не учитывать фактор поворота на леднике Майли, то все равно такая масса не способна равномерно разместиться в долине Геналдон. Об этом же свидетельствует моделирование процесса обвала проведенное Швейцарским федеральным исследовательским институтом. Модель не учитывает факторы указанные выше, но и без них поток должен был разложиться на несколько «порций» (рис. 2).

Выделено три основных фазы процесса, они названы по трем населенным пунктам зоны отложения:

Cледы фаз движения ледово-каменных масс

Cледы фаз движения ледово-каменных масс

Рис. 1. следы фаз движения ледово-каменных масс

Моделирование процесса схода ледово-каменных масс

Моделирование процесса схода ледово-каменных масс

Моделирование процесса схода ледово-каменных масс

Моделирование процесса схода ледово-каменных масс

Рис. 2.Моделирование процесса схода ледово-каменных масс

Генальская (начальная, фронтальная) фаза накоплений.

Фаза вызвана событием обвала ледово-каменных масс со склона Джимарай-хох, оставила на левом борту Колки след (рис 3).

След обвала ледово-каменных масс со склона Джимарай-хох

Рис. 3. След обвала ледово-каменных масс со склона Джимарай-хох

Отпечаток имеет широкую амплитуду и достигает 1100м по протяженности  и 300м по высоте. При этом лавина не достигла своего максимального размаха, т.к. встретила препятствие в виде коренных пород, которые и срезали её сводовую часть. Накопления Генальской фазы сформированы начальной, высокоскоростной стадией потока (имеющей как отмечает Васьков И.М. роторный тип движения), несущей разноразмерные оглаженные ледяные глыбы с подчиненным количеством крупнощебнисто-глыбового заполнителя. Масса имела значительное количество воздуха, представляла лавинообразный поток в котором и окатывались обломки льда.

Это стадия потока первой достигла котловины, по основному вектору перемещения была остановлена правым бортом котловины у развалин с. Генал и далее перемещаясь вдоль юго-западного склона Скалистого хребта частично заполнила собой долину Кауридона и Геналдона вдоль правого борта до Кармадонских ворот. Непосредственно под с. Генал сохранился фрагмент ее высокого заплеска (рис. 4)

Заплеск первой фазы ледово-каменного потока

Рис. 4. Заплеск первой фазы ледово-каменного потока

На склоне наземно зафиксированы следы ударной волны вплоть до образования раздавленных и вбитых в склон деревьев и глыб пород (рис.5).

Следы ударной волны

Рис.5. Следы ударной волны

Генальская фаза накоплений по вектору основного удара потока сопровождалась отседанием масс по циркам отрыва. Контакт налегания на нее последующей начальной подфазы Канинской фазы накоплений имеет линейную форму и достаточно хорошо выражен.

Накопления этой фазы выявлены вдоль правого склона долины Геналдона – Кауридона вдоль юго-западного склона Скалистого хребта в виде узкой полосы протягивающейся вплоть до Кармадонских ворот. Фаза заполнила собой правый, восточный борт Кармадонской котловины, оставив свободной для последующего заполнения ее западную часть (рис.6.).

Отложения Генальской фазы (выделены в коричневом оттенке)

Рис. 6. Отложения Генальской фазы (выделены в коричневом оттенке)

Канийская (основная, центральная) фаза накоплений.

Накопления этой фазы, II по счету в пределах ледового тела, расположены рядом с с. Н. Кани, почему и названы Канийскими. Они выполняют собой центральную часть и западную половину Кармадонской котловины, проникают вдоль левого ее борта вплоть до Кармадонских ворот. Канинская фаза преимущественно сложена крупноблоковым льдом до 10-30 м. в поперечнике, вероятно, содержит основное количество разнородного глыбово-обломочного материала из зоны деструкции ледника Колка, включая материал зоны обрушения. Она, судя по всему, соответствует основной стадии эвакуации масс из ложа Колки и перекрывает в Кармадонской котловине накопления Генальской фазы. Контакт между Генальской и Канинской фазами потока хорошо читается в центральной части перспективного снимка (рис. 7)

Контакт между Генальской и Канинской фазами потока

Рис. 7. Контакт между Генальской и Канинской фазами потока

 Канинская фаза накоплений, в отличие от предыдущей, имеет резко выраженный неровно-бугристый грядовый рельеф. Наличие гряд на поверхности может восприниматься как эффект «торошения» масс в процессе столкновения фронта потока с накоплениями предыдущей Генальской фазы и последующим их сжатием. Обращают на себя внимание структуры отрыва с плоской поверхностью в тыловых частях гряд , их изгиб в направлении перемещения масс, достаточно четко выраженная надвиговая форма контакта с подстилающей Генальской фазой потока.

В пределах Канинской фазы накоплений с единой морфологией потока может быть выделено две ее подфазы – передовая, обозначенная как II1 и последующая – II2. (рис. 8, 9.)

Передовая подфаза накоплений (II1), судя по морфологии ее поверхности, после надвигания масс на Генальскую фазу накоплений продвигалась главным образом в сторону Кармадонских ворот по левой стороне котловины. В процессе «вжимания» ледовых масс между крутым скальным бортом котловины и Генальской фазой накоплений в сравнительно узкое пространство перед Кармадонскими воротами, возникла многочисленная сеть параллельно ветвящихся трещин отрыва, которые можно кинематически воспринимать как сдвиговые деформации внутри потока.

Канинская фаза, передовая подфаза (выделена в коричневом оттенке)

Рис. 8. Канинская фаза, передовая подфаза (выделена в коричневом оттенке)

Образование трещин отрыва – левостороннего сдвига сопровождалось вжиманием ледовых масс в нижние части овражных врезов левого борта котловины, в сторону которых был частично направлен вектор перемещения масс после фронтального удара о Генальскую  фазу потока. Трещины отрыва в плане имеют частый параллельный характер расположения, кулисную форму в плане, были полностью сформированы к моменту остановки потока. В результате перемещения ледовых масс вдоль левого борта Кармадонской котловины и их скучивания в фронтальной части образовалась положительная продольная ступень в рельефе вплоть до Кармадонских  ворот, где она наиболее резко выражена. Продольная ступень между Генальской и передовой подфазой II1 Канинской фазы хорошо читается в рельефе по наличию уступа и параллельной системе трещин их разделяющих в Кармадонских воротах.

Последующая подфаза накоплений (II2) выделена по морфологическим признакам в центральной части Кармадонской котловины (рис. 9). Между с.с. Кани – Генал располагается хорошо выраженный в рельефе в виде вала  изогнутый в плане фронт накоплений, частично надвинутый на передовую подфазу накоплений

Канинская фаза, последующая подфаза (выделена в коричневом оттенке)

Рис. 9. Канинская фаза, последующая подфаза (выделена в коричневом оттенке)

Поверхность контакта между подфазами II1 и II2 имеет изогнутую форму.

В основании фронтального вала прослеживается линия поверхности раздела, морфологически представляющая собой надвиговую поверхность. Поверхность сместителя между подфазами II1 и II2 Канинской фазы накоплений имеет притертый характер за счет проскальзывания по поверхности подстилающих накоплений. Подфаза накоплений II2 частично протягивается в сторону с. Саниба.

Санибанская (финальная, тыловая) фаза накоплений.

Санибанская, или иначе финальная, тыловая фаза накоплений (рис. 10) завершает собой образование ледового тела квазиледника. На модели Швейцарского федерального института это выглядит следующим образом (рис. 11)

Она формировалась, когда практически вся Кармадонская котловина была заполнена предыдущими накоплениями. Она возникла из хвостовой части ледово-каменного потока, двигавшейся по долине Геналдона с меньшей скоростью, чем предыдущие его стадии, и имевшей как следствие, меньшую несущую способность и обогащенную водной составляющей. Этим можно объяснить наличие элементов затекания масс ясно читаемых в рельефе ее фронтальной части.

Санибанская, или иначе финальная, тыловая фаза накоплений

Рис. 10. Санибанская, или иначе финальная, тыловая фаза накоплений

Вид Санибанской фазы на модели Швейцарского федерального института

Рис. 11. Вид Санибанской фазы на модели Швейцарского федерального института

Так же как и в предыдущих случаях, морфологически ясно выражен передовой вал с торошением масс и наличием пограничного шва с подстилающими накоплениями Канинской фазы.

 «Проскальзывание» накоплений Санибанской фазы по поверхности Канинских накоплений имеет изогнутую в плане поверхность с разворотом масс в сторону долины Кауридона, что хорошо видно на снимке (рис. 12).

Контакт накоплений Санибанской фазы по поверхности Канинских накоплений

Рис. 12. Контакт накоплений Санибанской фазы по поверхности Канинских накоплений

Результаты

В результате проведенных работ получены следующие результаты:

По дистанционным материалам реконструирована схема произошедшего события, которая согласуется с данными моделирования.

Дана характеристика ледово-каменных накоплений, условий их залегания и соотношения с подстилающими отложениями ложа.

Отмечено секущее и наложенное соотношение отложений разновременных фаз внутри общего потока, наличие сложной кинематики продольных и поперечных волновых колебаний.

Выявлено по меньшей мере три флюктуации потока:

Благодарности

   Авторы приносят благодарность Департаменту развития и сотрудничества Министерства иностранных дел Швейцарии и лично Дитриху Драйеру за возможность совместной работы российских и швейцарских специалистов.